Профессия родителей
Дети нередко наследуют не только черты лица и интеллектуальные способности, но и профессию родителей. Так рождаются потомственные учителя, врачи.
– Мы в хорошем смысле этого слова были обречены стать врачами, – считает хирург Андрей Панин. – В детстве я слышал, как разговаривают родители, можно сказать, я вырос в больнице. Знал каждую санитарку по имени-отчеству. Хорошо помню всех, кто работал ещё в старой больнице. Мы жили рядом. На школьную производственную практику приходили: честно мыли полы в корпусах. За это нам даже позволяли посмотреть операции.
Вряд ли в нашем районе найдётся человек, который не знает врачей Паниных и ни разу не был у них на приёме. И сейчас у них в роду несколько практикующих врачей, а следующее поколение готовится продолжить служение этой благородной профессии. Как сказал Андрей Фёдорович, общий семейный медстаж – в пределах 270 лет!
Фёдор Фёдорович и Людмила Андреевна Панины родились и выросли в Белинском районе. Отец родом из деревни Кузьминовки, а мама – из Белинского. Семья у старшего Панина была большая, а один из его братьев и отец погибли на фронте. И несмотря на тяжёлое детство, он всегда мечтал стать врачом. По окончании школы и трёх лет службы в пограничных войсках поехал к брату на Урал, поступил в Нижне-Тагильский мединститут, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. В это время они уже дружили с Людмилой Андреевной, которая училась в Саратовском мединституте. По его окончании она два года училась в ординатуре и преподавала педиатрию.
– Когда родители поженились и вернулись в Белинский, моего отца повторно призвали в армию, – вспоминает Андрей Фёдорович. – Затем молодой лейтенант медслужбы ракетных войск вернулся из-под Саратова со своей семьёй в Белинский, где они с женой сразу начали работать в больнице. К слову, в это время брат Людмилы и Веры Валерий Архипцев тоже окончил Саратовский мединститут, повстречал там свою Анну Феодосьевну, которая родом из Тулы. Валерию Андреевичу сейчас 70 лет, и он до сих пор работает анестезиологом, а его жена – терапевтом, лечат тяжёлых ковидных больных в Тульской области.
Белинский терапевт Вера Кречетова всегда с большим уважением отзывается о своём брате, которого считает непререкаемым авторитетом и необыкновенно умным человеком.
– Он всегда заботится обо всех, – подчёркивает главную черту характера своего дяди и Андрей Фёдорович.
Все оканчивали педиатрический факультет
После школы Панин-младший поступил в Саратовский мединститут, где познакомился с Еленой Ивановной, которая, как и его мама, окончила вуз с красным дипломом.
– В нашей семье все оканчивали педиатрический факультет, – замечает Андрей Фёдорович. – Моя первоначальная специальность – детский хирург.
– Мало кто любит посещать больницы, в особенности, если надо на приём к хирургу! Вы столько горя видите!
– Когда делаешь хорошее, то не думаешь о страхе. По-другому как-то формируется мироощущение – надо помочь! И вот это превышает страх. Хирург – благородная и ответственная профессия. Часто лишь оперативное вмешательство может спасти человеку жизнь.
– Есть события, которые запоминаются. У вас они были?
– Как-то на «скорую» занесли ребёнка. Крик бабушки. Ребёнок поперхнулся детским питанием. Удалось реанимировать, он задышал.
– Сколько нужно времени, чтобы стать опытным врачом?
– Вся жизнь. Главное, чтобы человек сам хотел получить эту профессию. Уважение к профессии передали мне родители, и я сам передаю её своим детям. В нашей профессии основное – уважение к людям. Не жалость – это унижение, а уважение, желание помочь.
В районной больнице в то время, когда приехал Андрей Фёдорович, требовались «взрослые» хирурги, и для этого он прошёл интернатуру. К слову, Елене Ивановне тоже пришлось со временем пройти специализацию и стать неврологом, хотя она была хорошим детским врачом, ученицей известного белинского педиатра Валентины Малыхиной. Кстати, она ещё и прекрасный иглорефлексотерапевт. Специально изучала этот предмет и имеет сертификат. А у Андрея Фёдоровича пять сертификатов по квалификациям и высшая категория!
Елена Ивановна окончила и ординатуру.
– Раньше, до того, как идти в ординатуру, врачи стремились лет десять хотя бы поработать, – рассуждает Андрей Фёдорович. – Когда я проработал 10 лет, бывший тогда главным врачом ЦРБ Стружко направил меня в ординатуру.
– Ваша старшая дочь Анастасия уже на пятом курсе медицинского института. Какую специальность она выбрала?
– Выразила желание быть терапевтом. У нас не принято ничего навязывать детям. Пусть выбирает работу по зову сердца.
Основатели рода Архипцевых
– А кроме врачей в вашем роду кто ещё был?
– Моя бабушка – Надежда Павловна Архипцева была педагогом. Вела физику и астрономию в школе № 2. Кстати, мне очень нравится профессия педагога, возможно, в связи с нею. А в войну она работала в Белинском начальником карточного бюро. Таким уважением пользовался человек, что ему доверили руководить процессом выдачи продуктовых карточек! Она как-то вспоминала о том, что у неё были ещё и так называемые литерные карточки для командированных. Всю войну имела продуктовые карточки и была голодной! Дед Андрей Васильевич, в честь которого меня назвали, – участник войны, руководил в Белинском ремконторой, которая, к слову, построила многие многоквартирные дома в городе. И больницу нашу он начинал строить. Рано ушёл из жизни, очень переживал за всё по работе. Получил ранение под Сталинградом. Лейтенант, командовал танком. Мужественный человек. У него было осколочное ранение, от которого периодически начинались боли. Бывало, сам кусачками доставал осколки, хранились они в такой маленькой чашечке для бритья. Мои родители всегда были на работе, я у бабушки делал уроки. Надежда Павловна воспитывала строго, всегда проверяла уроки. Кормила всегда на славу!
В семье Паниных-Архипцевых есть терапевт, хирурги, невролог. Все учились не «по блату», а сами, школу, к слову, все окончили на «отлично», так же как и дочери Андрея Фёдоровича и Елены Ивановны.
– Нас объединяет работа. Когда встречаемся, то обсуждаем то, с чем связана наша жизнь.
– А было такое, что вам пришлось лечить родного человека?
– У моей мамы пять лет назад случилось желудочное кровотечение. Ей нужно было срочно переливать кровь. Я её на руках принёс в реанимацию. По сути, она умирала. В тот момент я был один хирург в больнице. Нужно было срочно переливать кровь, а её запаса в больнице не было. У нас с мамой одна группа крови. Я сдал 600 миллилитров крови и встал к операционному столу. Тогда же санавиацией прибыл хирург, и вместе с ним мы оперировали маму. Ухаживал сам.
– А отец?
– Он находился рядом. Для него это было трагедией. Маме в этом году исполнилось 76 лет, отцу – 78. К слову, у отца в своё время произошла в точности такая же ситуация, когда ему приходилось на операционном столе срочно спасать Надежду Павловну!
Диалог об увлечениях
А ещё их всех объединяет то, что они любят заниматься садоводством.
– У меня есть разные культуры. Мне очень нравится прививать деревья, когда дикое дерево превращается в культурное. Груша, к примеру, растёт на боярышнике. Я люблю не только плодовые деревья, но и хвойные породы, орехи, кедры, жимолость, есть свой каменный сад. У нас огромное количество цветов: розы, петунии. В доме есть большая теплица, в которой выращиваем рассаду.
У Елены Ивановны прекрасный вкус! Она не только шьёт, вяжет эксклюзивные вещи, но и рисует картины маслом. Сколько цветов она разводит! К слову, и моя бабушка разводила прекрасные розы, – рассказывает Андрей Фёдорович.
– А Вера Андреевна пишет стихи! Очень добрые. Мне приходилось их читать, – вспоминаю я.
– Дядя Валера в мединституте был редактором газеты. Он все шесть лет её издавал! Хорошо фотографировал, делал высокопрофессиональные слайды, – добавляет Панин.
– Помню, когда мы жили по соседству, у ваших родителей было подсобное хозяйство, – говорю я.
– Когда я учился в институте, один год родителям не платили зарплату. И тогда они стали держать корову, имели большое подсобное хозяйство.
– А сейчас чем занимается Фёдор Фёдорович?
– Ему некогда скучать. У него большое хозяйство: куры, гуси, утки, кролики. Мы любим собираться вместе, особенно когда дядя приезжает в отпуск.
Андрей Фёдорович – замечательный собеседник, широко образованный человек. Он любит читать и, что немаловажно в наше время, читает книги, мемуары. Вспоминает своего преподавателя литературы Татьяну Захарушкину, которая всегда говорила правду и никогда не прогибалась перед обстоятельствами. А ещё говорит о замечательном преподавателе Римме Шуваевой, привившей любовь к химии.
Неожиданным было услышать признание Андрея Фёдоровича в том, что он любит читать районную газету.
– Я читаю «Сельскую новь», потому что мне близко то, чем живут люди.
– Сейчас в связи с ситуацией с коронавирусом к медикам отношение изменилось... Что будет дальше?
– Прогнозы – дело неблагодарное. Кризис и развитие у китайцев обозначаются одним иероглифом. Будем надеяться на развитие.
– А вам приходилось работать с ковидными больными?
– Женщина была после операции, жаловалась на температуру. После осмотра сказал, что температура не после операции. Ещё один послеоперационный больной, проверял швы и опять температура. Все врачи, так или иначе, встречаются с такими больными.
– Можете вы прогнозировать свой день?
– Нет. Недавно позвонили из Земетчино и попросили помочь, заболел хирург. С утра и до позднего вечера посмотрел 66 призывников.
– Вам нравится ваша профессия?
– Я живу полноценной жизнью.
Двойной юбилей
В мае Андрею Фёдоровичу исполнилось 50 лет, а 12 июня – юбилей отметила Елена Ивановна, в этом году у них и 30-летие совместной жизни. Доказано, если в семье существуют не только кровные, родственные узы, но и профессиональные, то такая ячейка общества, как правило, крепкая. В таких семьях больше душевного тепла. Династия Паниных продолжается уже в третьем поколении, значит бывает и такое, что врачами не только становятся, но и рождаются.
Татьяна Степанова.