27 января 2022, четверг
Областные новости
27.01.2022
Всероссийская акция «Блокадный хлеб», посвящённая событиям блокадного Ленинграда времен Великой Отечественной войны 1941-1945 года, состоится в Пензенской области в третий раз. Впервые акции по раздаче «блокадного хлеба» состоялись в 2020 году.
27.01.2022
В среду, 26 января 2022 года состоялась рабочая встреча Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области Михаила Лисина и прокурора Лунинского района Николая Бобкова с представителями делового сообщества муниципального образования.

Праздники сегодня

Социальная сфера

22.11.2021

Три века развития и процветания села Невежкина

По словам главы администрации Невежкинского сельсовета Александра Чудаева, протяжённость села с одного края и до другого – около десяти километров. Александр Павлович возглавляет администрацию вот уже 20 лет. За это время он провёл огромную работу по благоустройству. Во-первых, полностью заменён водопровод.
– Вода появилась даже на тех улицах, где её вообще никогда не было – это Ольховка, Нояновка, Репьевка, Пушкина, – констатирует глава. – Во-вторых, смогли газифицировать большую часть села. В середине восьмидесятых из-за отсутствия «голубого» топлива начался отток населения из Невежкина. Но после того как в середине 90-х газ был подведён в 220 домовладений, ситуация в корне изменилась. В село стали приезжать люди на постоянное жительство. На сегодняшний день из 17 улиц лишь несколько не газифицированы, в основном, на окраине села. Но благодаря президентской программе появилась возможность подвести «голубое» топливо и в остальные дома. Пока о своём участии в программе заявили 10 домовладений, ещё несколько занимаются оформлением документации на жильё.
Надо отметить, что облик села приобрёл цветущий вид ещё и благодаря задумке главы проводить в селе конкурс на лучшее подворье. Победителям в торжественной обстановке вручали денежные призы. Затем награды жители стали получать и за лучшую усадьбу. В палисадниках домовладений появилось больше цветов. Цветники стали создавать даже возле магазинов.
– Такой подход стимулировал людей на создание красоты там, где проживаешь, – комментирует Александр Чудаев. –  Вот только с каждым годом нам всё труднее выбирать самый благоустроенный дом, так как более 60 домовладений были награждены. А у нас есть правило: не повторяться.
За два десятка лет в селе были отремонтированы практически все дороги. Как признаётся Александр Павлович, на самые непроходимые улицы пришлось высыпать не один КамАЗ битого кирпича. Там, где этого не требовалось, щебенили. Теперь в селе пройти и проехать можно везде. А это стимулирует людей обосноваться в Невежкине. В настоящее время здесь проживают 636 человек восьми национальностей, среди них русские, чуваши, таджики, татары и другие.

Обрабатывается более 11 тысяч гектаров полей. В селе работают два фермера – Алексей Лашманов и Алексей Кабанов, которые занимаются выращиванием КРС и земледелием. Хозяйства развиваются и теперь изыскивают возможность, чтобы расширить площади и создать новые рабочие места.
– Ребята молодые, перспективные, – продолжает Александр Чудаев. – У Алексея Лашманова одной только пахотной земли – сто гектаров, держит бычков на откорм. Алексей Кабанов занимается разведением КРС, сейчас в его хозяйстве поголовье возросло до 25 голов. Планирует создать фермерское хозяйство, пока у него семейный подряд. Он оказывает администрации помощь в благоустройстве дорог, выделяет технику для расчистки проезжих частей улиц от снега.
Сохранилась и продолжает действовать школа, в которой сейчас обучаются 29 человек. В этом году за парты сели два первоклассника, на следующий год ожидается трое. В селе действует и детский сад, который посещают с десяток малышей. Отрадно, что молодёжь возвращается в родные пенаты. К примеру, вот уже десять лет в школе преподаёт математику Сергей Лашманов, в позапрошлом году на должность физрука пришёл молодой специалист  Иван Струнин. С 1 сентября даёт знания детям Ирина Курля. Все они выпускники Невежкинской школы. А это и означает, что у села есть будущее.
Вечная слава на малой родине
Не зря говорится, что война завершена тогда, когда похоронен последний солдат. Как оказалось, до недавнего времени на плитах мемориала, который находится в центре села, были нанесены имена не всех невежкинцев, ушедших на фронт и не вернувшихся домой. Поэтому по инициативе невежкинцев в селе была развёрнута огромная работа по сбору недостающей информации о погибших земляках, на которую ушло более пяти лет. Пришлось не только выверять списки, имеющиеся в районном военкомате, но и обратиться к потомкам солдат с призывом помочь в сборе необходимых документов: военных билетов, наградных листов и всего того, что может подтвердить участие их прадедов в войне. В итоге были установлены 1227 человек, имена которых сейчас увековечены на 11 гранитных плитах. В канун 75-летия Победы был проведён капитальный ремонт мемориала, но и на этом работа не завершилась. Не так давно еще пятьдесят восемь погибших обрели вечную славу на своей малой родине. В канун юбилея села мраморная доска с их именами была прикреплена на памятнике Победы.
– Мы решили украсить место мемориала, поэтому начали строить свой парк Победы, – рассказывает далее Александр Чудаев. – Для этого раскорчёвываем место около памятника, на котором ранее располагались больница, школа рабочей молодежи и интернат.

Местные краеведы
Без прошлого нет будущего. Если не изучать историю родного края, то ты не узнаешь истоков зарождения культуры, традиций, да и сам характер населения. Много материала здесь дают местные краеведы. К ним относится и сам Александр Чудаев. По его инициативе в Невежкине появился музей при Доме культуры, которым заведуют библиотекарь Людмила Спицына и менеджер ДК Елена Давыдкина. Здесь собраны достаточно интересные экспонаты, среди которых деревенские рубашки, сарафаны, вышитые старинные наволочки и расшитые полотенца, и, конечно же, костюмы. Центральное место отведено ткацкому станку и принадлежностям пастуха. Посетители музея могут попробовать знаменитый на всю губернию квас, который исстари варят только в Невежкине. Рецепт его приготовления хранится в секрете.
По историческим справкам в 19 веке в селе числились две церкви: одна, во имя Вознесения Господня, была основана в 1849 году, вторая, во имя святого пророка Ильи, свое летоисчисление ведёт с 1873 года. По словам Александра Чудаева, они были построены первопоселенцами. Конечно, сейчас, спустя три века, здесь осталась всего одна действующая церковь. Что и говорить, число прихожан заметно сократилось. Многие уехали из села в лихие девяностые, когда остались без работы.
По словам главы, из многочисленных первопоселенцев Невежкина в основном были финоугорские народы, более известные нам как мордва. Перемешавшись впоследствии с донскими казаками, они создали свою культуру, отличающуюся от мокши и эрзи, но все же мордовскую. У них появился свой говор, который не встретишь больше нигде и не спутаешь ни с каким другим. Да и характер у невежкинцев взрывной, атаманский.
– Из-за того, что здесь по большей части проживал служивый народ, в селе ремёсел не было, как, например, в Поиме, – продолжил Александр Павлович. – Были построены мельницы, маслобойки, пекарни, кузницы. Но всё же люди больше занимались земледелием. Зато через село проходил почтовый тракт, так как существовала дорога Пенза – Тамбов с выходом на Сярду. Работала почтовая станция. Здесь была и ярмарка. Даже сейчас жители села находят на её месте монеты.
Надо сказать, что предметы старины всегда вызывают интерес, а потому невольно вовлекают в поиск интересных фактов. Среди невежкинцев появилось много любителей краеведения.  К ним относится Геннадий Лябин. Ему посчастливилось найти нагрудный знак помощника волостного старшины.
– Сам волостной проживал в Кевде, а здесь находился его помощник. Такой знак был введён в России в 1861 году и выдавался не только старшинам и их помощникам, но и судьям, старостам и другим гражданским должностным лицам. Сейчас раритет передан потомку человека, которому принадлежал тот знак, такому же любителю истории.
В находках самого Геннадия был перстень, который специалисты определяли как псевдогеральдика мордвы. Но самый известный случай, который произошёл в Невежкине, – это большая находка людьми пуговиц, крестиков и монет в речке на улице Покасы.
– Были различные версии о том, как они могли попасть туда, – продолжил Геннадий Лябин. –
Я беседовал со многими старожилами. Удалось выяснить, что таким образом служители церкви спрятали утварь, узнав, что революционеры изымают её из всех храмов. Не найдя иного выхода, служители доверили ценности водам реки. Про это мне рассказал Анатолий Гусев. Историю он услышал от потомков одного из служителей церкви, которые приезжали сюда в 2002 году. Крестики расплылись так далеко, что ещё до войны их находили дети, причём за километр от места захоронения святыни. Мне в руки попало копие для разрезания просфоры при готовке к святому причастию. Её в реке нашёл сосед и отдал мне. Когда-то в этих местах находили пуговицы-гирьки, которые использовались для застёгивания крестьянской одежды. Возможно, в речку попали ещё и несколько кладов, зарытые крупными кулаками в окрестностях своих домов, расположенных на берегу. Раньше же банков здесь не было, вот и хранили сбережения в кувшинах и горшках в земле.
Найти богатства помог ливень, который прошёл в начале 60-х годов прошлого столетия. По словам старожилов, образовалось много воды, которая и подмыла берега.
– Местный житель Михаил Павлуткин рассказывал, что ещё в годы его молодости жители находили в реке на участке от улицы Покасы до улицы Большая много медных монет в хорошей сохранности, что и доказывает наличие клада, а не просто потерянных денег, – продолжил Геннадий Лябин. – В основном это были монеты 18-19 веков. Наш пензенский историк и археолог Геннадий Белорыбкин установил, что в Невежкине существовало большое швейное производство. Так что возможно найденные пуговицы принадлежали и ему.
Геннадий Лябин рассказал ещё одну версию, которая объясняет наличие монет не только в реке на улице Покасы. Оказывается, в проулке Горюновых была мельница, а соответственно и запруда, через которую построен мост на Пачелму. Люди, шедшие туда на ярмарку, бросали деньги в воду на удачу, чтобы торговля шла, да и доход был. Помимо монет, среди находок есть псалтырь, причём найденный случайно и в таком месте, где никто и не ожидал. Книга со святым писанием показалась из земли во время пахоты.
Свои первые шаги в изучение родного края делает и сын главы – Кирилл. У него имеется пусть и небольшая, но собственная коллекция старинных вещиц, найденных на территории села. Среди них бронзовый перстень с прекрасно сохранившимся узором и серебряное кольцо, возможно, даже обручальное. Мальчик пытается выяснить, местные ли мастера изготовили украшения, или они приобретены у заезжих.
Загадка рождения
История села очень интересна. Она таит в себе много загадок, одна из которых кроется в глубине веков и касается возникновения Невежкина. До сих пор об этом ведётся много споров среди областных и местных историков и краеведов. Есть несколько версий, например, что Невежкино образовано из двух селений – Ворона и Невежино, названых по реке и фамилии основателей Невежиных. Причём деревня Ворона числилась по Инсарскому, а деревня Невежино – Верхнеломовскому уездам. Или о том, что на месте, где стоит Невежкино, раз проездом остановился Пётр Великий. Увидев одного мордвина со звериными шкурами, государь пожелал узнать, кто он и откуда. Мордвин при этом вопросе не скинул шапки, за что царь назвал его невежею. Новокрещёный мордвин поселился на подаренном царём  месте и в память о столь важном для него событии принял фамилию Невежкина, а место, на котором поселился, назвал Невежкино. В другом варианте встреча произошла в Москве. Отказная книга 1742 года фиксирует верхнеломовского дворянина Ивана Никифоровича Невежина. Село располагалось в несколько порядков вдоль речки Лещево, левого притока Вороны. Развивалось в сторону реки Вороны и достигло западной окраины села. Сейчас выясняются новые данные о первопоселенцах. О них нам рассказал Александр Чудаев.

– Ещё до пандемии здесь часто собирались члены землячества по вопросу возникновения нашего села, – поясняет глава. – Мы обменивались уже имеющейся информацией и делились новыми фактами, найденными в архивах, документах и иных источниках. В общем, пришли к мнению, что заселение здешних мест произошло путём слияния двух поселений деревни Вороны, которая располагалась в северо-западной части берега тогда ещё судоходной реки Вороны. Население состояло из вольных донских казаков, которые приплыли сюда на лодках. Здесь же были и беглые крестьяне, в основном, мордва. А когда Яков Невежин приехал сюда на двенадцати подводах со 130 душами, то место уже имело свои корни, поэтому он и смог получить царскую грамоту, дающую право на признание территории поселением.

Село росло, воинственный дух невежкинцев привёл к тому, что в девятнадцатом веке произошло массовое столкновение из-за межи между невежкинцами и крестьянами помещика Лариона Кугушева из села Кевды (Кевдо-Вершина), а заодно и за переход волости из Кевды в Невежкино. Во время потасовки, по заверениям Александра Чудаева, погибли 18 человек с обеих сторон, не считая раненых.
– К нам на заседание членов землячества приезжал Анатолий Давыдов – ещё один любитель истории, – продолжил Александр Чудаев. – Так вот он выяснил, что в Тоцком районе Оренбургской области, Лысогорском районе Саратовской области и в Тамалинском районе тоже есть сёла под названием Невежкино, которые основали наши же выходцы, переехавшие туда из-за распрей.
Лицом на север
Есть в селе ещё одна загадка – это два кладбища. На них хоронят жителей в соответствии с церковным приходом. На первом кресты стоят направлением на север, на другом – на восток, причём погребённые – православной веры. По словам старожилов, на одном из них – «Самодурском кладбище» изначально захоронена новокрещённая мордва, у которой оставались ещё языческие обычаи. На другом – потомки  вольнолюбивых казаков. Они пришли сюда будучи крещёнными.

Краеведами-любителями собрано больше всего доказательств того, что костяк населения Невежкина составляли именно люди мордовской национальности. Об этом свидетельствуют женские украшения, найденные на территории села, сохранившаяся старинная вышивка, блюда. Даже названия речек доказывает это. К примеру, ручей Ширка имеет языческое мордовское имя, а название Веряв произошло от имени лесной богини. Этот ручей находится недалеко от Шелалейки, которая также является бывшим мордовским поселением.
– Веряв переводится «верь» – лес, «яв» – женщина, таким образом, получается «лесная богиня», – поясняет Геннадий Лябин. – Просто люди молились в лесу, отсюда и название. Конечно, сейчас лес на этом месте не сохранился, но название географического места осталось. К тому же на тех улицах в селе, где были пожары, люди находили много сюлгам. Это мордовская застежка-фибула с овальной или круглой дужкой и подвижной иглой, а также серьги и нагрудные подвески из металлических пластин.
Святыня
Есть в Невежкине и своя святыня. Это убиенный Каллистратий. Существует легенда, что он проживал в селе в начале 20 века. Считался блаженным, так как старался помогать немощным и больным, проповедовал законы Божьей истины. Но нашлись те, кто посчитал, что Каллистратий богат, так как за выздоровление люди готовы были отдавать последнее. Душегубы не посмотрели на то, что Каллистратий жил в землянке. Они думали, что он прячет свои накопления, а потому выследили беднягу ночью и убили по дороге домой. При нём ничего не нашли, как и в жилище. Блаженного похоронили возле церкви Ильи Пророка. На народные средства Каллистратий был перезахоронен на «Самодурском кладбище». Его могила находится у самого входа. Люди уверовали, что и после смерти Каллистратий помогает живым. О том, что люди и сейчас приходят на могилу со своими просьбами, доказывает камень, расположенный сбоку. Он не почернел от времени, потому что обувь просящих очищает его от грязи и пыли. Есть свидетели того, что Каллистратий просьбы слышит и помогает.
– К нам приезжал мужчина из Москвы, – рассказывает Александр Чудаев. – Он не мог ходить самостоятельно. Не знаю, кто мог рассказать ему о Каллистратии, но после того, как этот человек посетил могилу убиенного, к нему пришло восстановление опорно-двигательной системы. Хотите верьте, хотите нет.

А праздник будет
Из-за пандемии торжества перенесены на более позднее время. Их проведут, как только это позволит эпидемиологическая ситуация. Пока же глава сельской администрации Александр Чудаев вместе с сотрудниками вручает награды и ценные подарки в индивидуальном порядке жителям, которые внесли значительный вклад в экономическое и социальное развитие села. Таких 15 человек. Это бывшие преподаватели, которые проработали в системе образования более сорока лет, работники сельскохозяйственной отрасли. Среди награждённых и мать-героиня – Любовь Сидоркина. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, смогла достойно воспитать одиннадцать детей. Жизненные невзгоды закалили женщину, она и сейчас активна. Любовь Васильевна никогда не бывает одна, дети часто собираются в родном доме за огромным семейным столом, вот это она и называет счастьем.

Елена Будеркина

Оставить комментарий